Мессенджер Telegram – относительно новая для российского бизнеса площадка. Низкая освоенность платформы со стороны компаний и брендов позволяет успешно продвигать здесь услуги даже новичкам рынка. Для этого важно правильно выстроить стратегию и план продвижения.
Преимущества Telegram для бизнеса
По состоянию на 2023 г., в Telegram насчитывается около 700 млн активных пользователей. По количественному показателю больше всего приложение загружают жители Индии, России и США. В среднем, каждый пользователь проводит на платформе до 4 ч в месяц, однако есть и немалая доля более активных юзеров. Все эти цифры делают мессенджер, который уже вошел в ТОП-10 мирового рейтинга социальных приложений, привлекательной площадкой для бизнеса.
Среди главных преимуществ Telegram – минималистичный дизайн и низкие требования к параметрам гаджетов. Это позволяет устанавливать и использовать программу на большинстве устройств, быстро делиться информацией.
В отличие от социальных сетей, сообщения в мессенджере сохраняются в хронологическом порядке. Даже длительное отсутствие в приложении не скажется на информированности пользователя – контент можно начать читать с первых непрочитанных постов. При этом, при необходимости есть возможность перейти к самому последнему опубликованному сообщению.
Мессенджер не ограничивает пользователей числом созданных чатов или каналов, или наличием стоп-слов, запрещенных к употреблению.
Групповое общение
Telegram отличается легкостью создания чатов и каналов всего в несколько кликов. Функция групповых бесед удобна для организации работы внутри компании. Чат можно создать и для общения с клиентами, с целью оперативно реагировать на их отзывы или инициативы.
Продвижение бренда
Для продвижения торговой марки лучше всего использовать опцию создания канала. Она дает возможность рассказывать о продукте, информировать клиентов о новинках, акциях и бонусных предложениях.
В мессенджере есть возможность набирать аудиторию и из других каналов – через рекламу или партнерское размещение информации.
Чат-боты
Еще одна возможность облегчить общение с целевой аудиторией – использование специального чат-бота. С его помощью можно отвечать на наиболее частые вопросы клиентов, разгрузить менеджеров компании в рабочие дни, обеспечить обратную связь потребителям в нерабочее время. Применение такой опции также заметно выделяет канал на фоне конкурентов.
Как создать канал
Создание канала на платформе Telegram – интуитивно понятный и простой процесс:
- В открытом на любом устройстве приложении кликают на значке меню и выбирают опцию «Создать канал».
- Программа предложит выбрать тип сообщества – приватный или публичный. В первом случае доступ к нему получат только те люди, которым придет приглашение, во втором – все пользователи.
- Сообществу необходимо дать имя, создать краткое описание, подобрать изображение.
На этом процесс создания сообщества закончен – далее необходимо пригласить аудиторию.
Контент для мессенджера
Прежде, чем рассылать ссылку на канал даже знакомым, друзьям или родственникам – следует продумать контент-план и хотя бы минимально наполнить сообщество постами. Пустая лента не заинтересует никого. Как показывает практика, приглашать целевую аудиторию можно при наличии хотя бы 3-5 сообщений на канале.
Контент-план
При формировании контент-плана для Telegram-канала важно учитывать два важных критерия – периодичность публикаций и смысловую наполненность постов. Редкое обновление контента (напр., 1-2 раза в месяц) вряд ли привлечет большое количество подписчиков. Слишком частая публикация (20+ сообщений в день) может показаться пользователям слишком назойливой, и они начнут отписываться.
Оптимальной частотой обновления постов, в зависимости от вида бизнеса, считается 1-3 в день или 2-3 в неделю.
Благодаря тому, что на платформе сообщения никуда не теряются, время размещения публикации большой роли не играет. Пользователь увидит ее тогда, когда ему будет удобно воспользоваться мессенджером.
Форматы
При формировании контент-плана важно учитывать особенности аудитории мессенджера. Несмотря на текстовую направленность, в последнее время эксперты и бренды уделяют все больше внимания визуальному контенту – фото- и видеосообщениям. Последние не должны быть длинными, поскольку это нивелирует главное преимущество платформы – краткое и быстрое информирование пользователя.
Для передачи информации также могут использоваться голосовые сообщения. Особенно это актуально в общении с клиентами или потенциальными покупателями товара или услуги.
Аудитория платформы положительно реагирует на такие виды контента, как опросы, анкеты, публикация писем с мнениями читателей. Не так давно здесь появилась возможность и публиковать Сторис – фото, видео и сообщения, которые исчезают через 24 часа.
В мессенджере важно придерживаться одинакового стиля оформления как канала, так и постов в его ленте. Важно, чтобы они имели приблизительно одинаковый формат, размер и передавали необходимую информацию. Например, если в публикациях преобладают короткие сообщения, то резкий переход к лонгридам может «спугнуть» подписчиков.
Одним из нестандартных вариантов для долгосрочного продвижения бренда считается создание собственной коллекции стикеров. В стиле торговой марки можно создать коллекцию наклеек (современных аналогов смайлов, или эмодзи), которые пользователи будут распространять в общении между собой.
О чем писать
Смысловая наполняемость Telegram-канала отличается от обычных социальных сетей – благодаря высокой скорости распространения контента, в мессенджер приходят именно за информационной составляющей. Поэтому, если бренду «нечего рассказать» аудитории – лучше отказаться от подобного продвижения. Обычный копипаст из других источников не заинтересует пользователей мессенджера.
Не подойдет для наполнения контентом и простое описание предлагаемой продукции или услуги. Например, спортивные товары предлагает множество брендов. Пользователя может заинтересовать Telegram-канал, где наряду с рассказом о спортивном снаряде будет предложена система тренировок, разработанная именно под него. Не лишними в этом контексте будут публикации меню режимов питания, видеообзоры одного товара от разных производителей и т.д.
С интересом аудитория Телеграм воспринимает закулисье, или «внутреннюю кухню» бизнеса, а также личные высказывания специалистов компании.
Как набрать аудиторию
Мессенджер предлагает как платные, так и бесплатные возможности набора аудитории. Каждая из них имеет свои преимущества на определенном этапе развития бренда.
Бесплатные возможности
Как и в большинстве социальных сетей, первыми подписчиками и читателями канала, как правило, становятся друзья и знакомые его создателя. В случае с компанией – приглашения практически сразу же рассылают сотрудникам и подписчикам бренда в других социальных сетях или на e-mail. Работает и принцип «сарафанного радио» – можно попросить знакомых и сотрудников поделиться ссылкой на канал в своих соцсетях.
Владельцы небольших Telegram-каналов часто готовы рассмотреть возможность взаимного пиара. Для этого потребуется рассказать в своем сообществе о другом канале в обмен на такую же услугу от партнера.
В мессенджере также есть так называемые «каналы о каналах». Сообщества рассказывают о каналах определенной тематики, публикуют их рейтинги и т.д. Некоторые из них предоставляют возможность бесплатного участия, другие – за плату или взаимную рекламу.
Относительно бесплатным вариантом привлечения пользователей являются конкурсы и акции. При этом, стоит учитывать, что придется потратиться на призовой фонд, подарки или заложить определенные скидки в бизнес-проект.
Такие способы позволяют набрать первые несколько сотен подписчиков. Если канал предлагает уникальный контент, заинтересовавший аудиторию – дальнейший рост их количества может происходить естественным путем. В остальных случаях следует рассмотреть платные методы увеличения потенциальных клиентов.
Платные методы
В мессенджере Telegram существуют такие виды платного привлечения целевой аудитории:
- Реклама своего сообщества в каналах соответствующей ниши. Стоимость одного такого поста может начинаться от 10-15 долларов США и доходить до 1 тыс. долл. Создатели канала могут напрямую обратиться к владельцу того ресурса, на котором интересно размещение, и договориться об оплате и публикации. Также существуют специализированные биржи, процесс на которых происходит в автоматическом режиме. Преимуществом последних считается наличие доступа к широким возможностям аналитики поста.
- Информирование о канале у популярных ютуб- или инстаграм-блогеров. В зависимости от количества их подписчиков такая услуга может обойтись от 15 до 200 долл. Следует учитывать, что эффективность такого продвижения значительно меньше, чем у первого метода, но при интересном и актуальном контенте она может стать хорошим источником ЦА.
- Таргетированная реклама на площадках Facebook или Instagram. Цена одного подписчика с этих платформ может составлять всего 0,1 долл., но эффективность продвижения – еще меньше, чем у публикаций у звезд сети.
Важно учитывать, что даже высокие рекламные бюджеты не гарантируют того, что подписчики останутся на канале. Если контент не будет соответствовать их интересам, будет появляться слишком часто (или слишком редко), от таких сообществ, как правило, отписываются.
Рекламные возможности Telegram
В декабре 2021 г. в мессенджере запустили возможность официальной рекламы через специальный инструмент Telegram-Ads. Он позволяет напрямую закупать право на показ своего объявления у платформы.
Особенности такого способа привлечения подписчиков
- Возможность самостоятельно вручную настраивать стоимость за 1 тыс. показов объявления. В зависимости от ниши бизнеса, цена может колебаться от 2 до 4,5 евро за тыс. показов.
- Автор рекламной публикации может самостоятельно выбирать не только тематику сообществ, в которых будет публиковаться его контент, но и конкретные каналы. Таким образом, появляется возможность опубликовать рекламу даже у прямого конкурента.
- Рекламные блоки могут иметь пометку «Реклама» или публиковаться без нее. В последнем случае цена постов вырастает.
- Контент сообщений соответствует минимальным требованиям по лаконичности – до 160 символов, и не содержит фото- и видео информации. Такое продвижение гарантирует, что по ссылке переходят действительно заинтересованные пользователи.
- Существует возможность размещения 1-2 ссылок на внутренние ресурсы рекламодателя. То есть, пользователь может перейти на канал, отдельный пост в ленте или связаться с ботом. Реклама внешних ресурсов (сайта компании, групп в других соцсетях и т.д.) запрещена.
Подобные посты в Telegram, как и в других рекламных сетях, модерируются. Некоторые тематики публикаций запрещены – политическая реклама, азартные игры, медицинские услуги и др.
Единственным, но существенным минусом этого рекламного инструмента является высокий порог входа по рекламному бюджету, но при работе не напрямую, а через некоторые агентства можно его «снизить».