Беседуют две пожилые пары. Один мужчина спрашивает другого:
- Я слышал, ты в прошлом месяце лечился от склероза.
Как тебе понравилось в клинике?
- О, это было великолепно! Применялись самые передовые методики - визуализация, присоединение, мнемотехника...
Мне очень помогло.
- Здорово. Как называется клиника?
Собеседник задумывается.
- Слушай, а как называются цветы с сильным приятным запахом и колючим стеблем?
- Розы, что ли?
- Вот-вот, - обращается к жене - Роза, как называется клиника, где я лечился?
Этот анекдот хорошо показывает, что вы никогда не угадаете, как ищут ваши товары или услуги.
Традиционные подходы к организации каталога
Обычно в качестве структуры каталога на сайте берется уже существующее деление товаров или как у производителя или как у конкурентов или как принято в отрасли. Если же структура создается заново, то категории определяются в соответствии с свойствами товаров или их типами. Создающий структуру каталога стремится к тем же целям, что и классификаторы видов животных, растений и химических элементов. К логической непротиворечивости.
Отнести товар к той или иной категории, руководствуясь логикой, не всегда тривиальная задача. Куда отнести мобильные аудиоколонки? К компьютерной перифирии? К аксессуарам для телефонов или в раздяд плееров? Все эти функции им доступны. Что уж говорить об услугах - там почти всегда возникают проблемы.
Что значит удобный каталог?
Каталог решает задачу поиска нужного товара. Чем быстрее клиент может найти товар, тем удобнее каталог. Что помогает искать быстрее? Понятная структура каталога. Понятная - значит соответствующая ожиданиям и терминологии клиента. Если клиент ищет переносную колонку, раздел "мобильные колонки" для него менее понятен, чем "переносные колонки", хотя это одно и то же. То же относится к "плитке на кухню" и "лыжи для ребенка 10 лет".
Что ищет посетитель
Получается, чтобы сделать удобный каталог, нужно знать как посетитель называет товары, которые ищет. Есть отличный способ ответа на этот вопрос, надо всего лишь изучить запросы, которые набирают в поисковых системах ваши клиенты. И адаптировать названия разделов каталога под эти фразы.
Мы быстро можем выяснить, что "переносные колонки" набирают 1500 раз в месяц, "мобильные колонки" - 700, а "колонки для телефона" 7500. Поэтому раздел с такими колонками лучше назвать "колонки для телефона"
Способы организации удобного каталога
Но как в случае с колонками быть с теми 2200 клиентами, которые ищут по-другому?
Некоторые CMS позволяют один товар помещать одновременно в несколько категорий. Для таких CMS можно сделать отдельные разделы под каждый поисковый запрос.
Если каталог уже есть и менять его нельзя (потому что он синхронизируется с 1С или CMS не позволяет), можно использовать идею тэгов. На сайте создается параллельная каталогу структура, группирующая товары. Можно создавать произвольные группы товаров, присваивать им названия и ставить на них ссылки в виде тэгов с основных разделов.
Влияние удобного каталога на конверсию
Сайт с каталогом, оптимизированным под запросы пользователя, лучше отвечает на запросы пользователей, чем традиционные каталоги и поэтому выше ранжируется поисковыми системами. А поскольку такой каталог повышает вероятность найти товар используя разные его определения, то увеличивается и количество заказов.
Оптимизация структуры каталога входит в список обязательных работ при продвижении сайта в компании Эврика.