Ежедневно мы сталкиваемся с очень разным отношением к SEO: от искренней любви до угроз бросить трубку, если мы еще раз произнесем это слово.
Причины, по которым компании разочаровываются в поисковом продвижении, обычно звучат так:
- Потратили кучу денег — клиентов больше не стало.
- Позиции нашего сайта не росли — мы проверяли.
- Было непонятно, чем занимается агентство — мы не видели ни процесса, ни результатов работы.
- Ощущение, что платишь за воздух — деньги уходят, а отдачу измерить невозможно.
Мы не будем говорить о недобросовестных агентствах, которые не выполняют своих обязанностей или не предоставляют прозрачную отчетность. Что тут скажешь — однажды карма их настигнет.
Но иногда агентство все делает правильно, а клиент все равно недоволен. Интересно, что в подобных случаях клиент невольно оказывается жертвой своих нереалистичных представлений о SEO — тех же самых, за которые намеренно прячутся ушлые подрядчики. И на основе этих представлений рождаются столь же нереалистичные ожидания.
Давайте разберемся, чего ждать от поискового продвижения и как правильно оценивать результат.
SEO — это панацея или сплошной обман?
Ни то, ни другое. Нужно трезво оценить плюсы и минусы инструмента и решить, подходит ли он вам.
Преимущества SEO
- Уровень доверия к поисковой выдаче у большинства людей выше, чем к рекламным объявлениям, поэтому поисковая оптимизация способна принести вам больше продаж, чем реклама.
- Стоимость заявки из поисковых систем может быть значительно ниже, чем в других рекламных каналах. И чем дольше вы занимаетесь оптимизацией, тем меньше вам стоят клиенты. Конечно, бесплатного сыра ждать не стоит — как и везде, результат здесь прямо пропорционален вложениям.
Недостатки SEO
- Это игра вдолгую. Если вам нужны заявки уже сейчас или вы вообще не уверены, что ваш бизнес будет существовать через полгода — лучше выбрать другие методы продвижения.
- Результаты трудно предсказать и оценить, чем пользуются недобросовестные подрядчики, которые и создают SEO дурную славу. Ответственно подойдите к выбору агентства — изучите портфолио, пообщайтесь с клиентами агентства, спросите про опыт работы в вашей тематике. Ни в коем случае не нанимайте фрилансера — один человек не заменит команду профессионалов, а если он еще и повредит ваш сайт или заведет его под фильтр, потом потребуется много денег и времени, чтобы все исправить.
Участие заказчика не нужно?
Да, вы отдаете все явки-пароли от своего сайта и не обязаны вникать в технические детали поисковой оптимизации. Но есть несколько важных областей, где ваше тесное сотрудничество с агентством позволит получить по-настоящему высокие результаты.
- СтратегияОт того, насколько внятно вы донесете подрядчику ваше УТП и обозначите самые значимые из ваших продуктов (например, самые маржинальные), будет во многом зависеть отдача от продвижения: специалист соотнесет ваши пожелания с реальным спросом и предложит оптимальную стратегию.
- КонтентКаким бы умелым ни был копирайтер от агентства, он не знает ваш продукт так, как его знаете вы. Ваше участие в выборе тем и проверке текстов перед размещением позволит создавать не только оптимизированный, но и по-настоящему ценный для посетителей контент. А это уже прямой путь от трафика к заявкам.
- Внутренняя оптимизация сайтаХорошее SEO агентство обязательно обратит внимание на юзабилити сайта — то, насколько пользователям удобно получать информацию и выполнять целевые действия. Чем оперативнее вы отреагируете на рекомендации и примете нужные решения, тем лучше начнет конвертироваться ваш поисковый трафик.
Чем быстрее в ТОПе, тем лучше?
Предположим, вы обратились одновременно в два агентства. Спустя 3-4 месяца одно агентство вывело ваш сайт в ТОП-10 поисковых систем по 10 запросам, а другое — только по 5. Значит ли это, что первое агентство сработало лучше? Не факт.
Запросы бывают разные. Агентства знают, что по одним запросам продвинуть сайт легче, по другим — в разы сложнее. При этом одни запросы с высокой вероятностью приносят целевой трафик — людей, которые настроены на заказ вашего продукта, а другие — нецелевой, то есть тех, кто зашел «просто посмотреть» или ищет информацию по вашей теме, а вовсе не сам продукт.
Как вы думаете, какие запросы выгодно продвигать агентству? Если оно настроено на долгосрочные отношения — то целевые. Если хочет быстро показать результат и заработать денег — те, что легче продвинуть.
SEO делается один раз и навсегда?
Это, пожалуй, самый болезненный момент поисковой оптимизации. Но что поделать: SEO — это долгая и регулярная работа. И вот почему:
- Поисковым системам нужно время, чтобы среагировать на внесенные изменения.
- По мере того, как появляются первые результаты, SEO специалисты корректируют стратегию: уделяют больше внимания тем запросам, которые по факту приносят больше заявок, и менее активно продвигают сайт по остальным запросам.
- Даже профессионалам не всегда очевидно, что удерживает сайт от продвижения в поисковом рейтинге. Иногда позиции не растут несколько месяцев, несмотря на активную работу, и вдруг находится всего одна деталь — и сайт неожиданно «взлетает».
- Если нужный запрос стоит в ТОПе, это не значит, что так будет всегда. Конкуренты не дремлют, меняются алгоритмы поисковых систем, меняется спрос на продукт: нужно постоянно поддерживать позиции сайта свежими текстами и внутренними доработками.
В зависимости от типа сайта, обычно нужно от 3 до 6 месяцев, чтобы получить первые результаты. Зато потом, как в поговорке — долго запрягаем, да быстро едем.
SEO — гарантия продаж?
Да, продажи могут быть приятным бонусом, но гарантировать их нельзя. Просто потому, что объем продаж в интернете зависит как минимум от 3 главных факторов:
- объем трафика,
- качество сайта,
- эффективность обработки заказов.
Хорошая оптимизация закроет первый фактор — приведет на сайт посетителей. Но найдут ли они там нужную информацию? Будет ли им удобно перемещаться по сайту? Легко ли они смогут сделать заказ? Насколько грамотно с ними пообщаются менеджеры компании?
Выводы: как подружить SEO и свой бизнес
Сформулируйте задачи. Оцените, насколько SEO подходит для их решения с точки зрения вложений и сроков. Потратьте время на выбор подрядчика.
Активно общайтесь с подрядчиком на всех этапах продвижения. Убедитесь, что вы донесли до него суть вашего продукта и ключевые цели работы. Следите за тем, какие тексты публикуются на вашем сайте. Прислушивайтесь к рекомендациям.
Уделяйте внимание продвигаемым запросам. Следите, чтобы большая часть из них были коммерческими (со словами «купить», «заказать» и т.д.), уточненными («купить … в москве») и по наиболее выгодным для вас продуктам с точки зрения маржинальности («купить в москве iphone 6»).
Трезво рассчитывайте время и инвестиции, необходимые для поисковой оптимизации. Не бросайте продвижение после нескольких месяцев — обычно в это время как раз и начинается серьезный рост показателей.
Проанализируйте свою воронку продаж и удостоверьтесь, что вы работаете на рост всех ее элементов — трафика (SEO, реклама), заявок (качество сайта) и непосредственно продаж (работа коммерческого отдела).